Cюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка начиная с 4-х летнего возраста. Дети готовы играть в сюжетно-ролевые игры бесконечно, тем более что поле для сюжетов — обширное. Все, что требуется от родителя и воспитателя — обеспечить ребенка соответствующую развивающую среду, которую ребенок сможет приспособить под выдуманные обстоятельства.
В игре детей среднего дошкольного возраста можно выделить несколько любимых тем: Магазин, Больница, Полиция, Строитель, Почта, Клуб путешествий и тп. Сделаем описание некоторых:
Сюжетно-ролевая игра: МАГАЗИН
Магазин является одним из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Дети могут исполнить роль продавца, покупателя, кассира, менеджера, поставщика продуктов – и этим перечень доступных ролей не ограничивается. Именно в уголке магазина в детском саду можно организовывать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам.
Отдельная и очень важная функция, которую позволяет реализовать сюжетно-ролевая игра в магазин – это обучение счёту и усвоение основных экономических понятий и представлений о финансово-денежных отношениях. Для того чтобы это стало возможным, плюс к прочим игрушкам необходимо приобрести такие игрушки, как кассовый аппарат и, обязательно, игрушечные деньги.
Считая деньги, ребёнок не только активно тренирует свои математические навыки, но и усваивает понятия о деньгах, как о важнейшем элементе быта современного человека. Именно финансовая сторона сюжетно-ролевой игры в магазин делает её такой привлекательной и наделяет выдающимся развивающим эффектом.
Сюжетно-ролевая игра: ДЕЖУРНЫЙ
С дежурства в детском саду начинаются понятия о дисциплине и о ведении хозяйства. Так как обучение и развитие в детском саду происходит в условиях специально организованного быта, необходимо создать из этого педагогически эффективную ситуацию. Другими словами, ни в одном детском саду нельзя положить ответственность на организацию быта детей полностью на плечи взрослых. Даже самые маленькие дети в меру своих возможностей должны быть причастны к важнейшим бытовым вопросам, потому что эта деятельность заключает в себе важнейший воспитательный элемент.
В уголке дежурного в детском саду дети должны ознакомиться с элементарными правилами ведения бытового хозяйства, а также научиться обращаться с самыми разными элементами бытовой техники. Специально из соображений безопасности, для детей разрабатываются игрушки, максимально похожие на настоящие предметы быта и техники, но, однако, являющиеся лишь имитацией их. Однако это не снижает результативности воспитательного процесса, целью которого стоит привитие детям умений и навыков по ведению хозяйства, а также воспитание ответственности и любви к порядку.
Сюжетно-ролевая игра: БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ
Уголок мира в детском саду (или бюро путешествий) активно способствует тому, что ребёнок усваивает важные географические и политико-экономические понятия. Для детей, которые никогда не были в других странах, бывает действительно сложно понять настоящие масштабы мира, и уголок путешественника с успехом решает эту проблему. Кроме того, игра в путешествие является сильнейшим стимулятором интереса к познанию окружающего мира. К тому же, в бюро путешествий можно организовать игровую программу по путешествию даже в космос или на дно океана.
Ещё одна уникальная функция уголка мира в детском саду – это возможность привязки его к изучению иностранных языков, что, несомненно, очень актуально. Для дошкольника, который изучает иностранный язык, важно ознакомиться не только с алфавитом и начальными правилами грамматики, но и познать культуру и традиции других стран, что также с успехом реализуется в пространстве уголка мира в детском саду.
Сюжетно-ролевая игра: ПОЧТА
Мы живём в эру господства информации.
Именно благодаря тому, что люди научились сообщаться между собой сквозь огромные пласты времени и многочисленные километры пространства, человечество смогло сделать огромный шаг в своём развитии.
Несмотря на то, что сейчас в мире информация уже способна передаваться с одного края земного шара на другой за доли секунды, мы не должны забывать о том, что всё началось с почты. И что, несмотря на современные технологии, эта область человеческой деятельности до сих пор функционирует и процветает.
Играя в почту, ребёнок в детском саду не только познакомится с увлекательными процессами обмена информацией, но и поймёт, насколько важны эти процессы.
Подписывая открытки и отправляя письма по почте, малыш не только обучится верно формулировать свои мысли и пожелания, но и поймёт, что, благодаря почте, на огромные расстояния могут передаваться не только тексты или изображения, но и человеческие эмоции и чувства.
Сюжетно-ролевая игра: ТЕАТР
Сложно перечислить все достоинства театра, как важнейшей развивающей деятельности для дошкольника.
Когда дети участвуют в спектакле или даже просто смотрят его, происходит целая серия важнейших в педагогическом и психологическом плане процессов, начиная от тренировки умения сопереживать и понимать эмоции и чувства других людей, и заканчивая эстетическим воспитанием и культурным развитием.
Недаром А.С. Макаренко сделал именно театрализованные постановки в своей системе воспитания мощнейшим и одним из самых главных средств, позволяющих воздействовать на детей в педагогических и воспитательных целях.
Пожалуй, самая важная функция театрализованных представлений в условиях детского сада – это психотерапевтическая.
Играя роль персонажа, или же просто сопереживая ему, ребёнок может избавиться от различных проблем в эмоциональной, чувственной и социальной сфере, которые неизбежно возникают даже в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевая игра: ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ МОТИВАМ
Народную игрушку от современной отличает одно – огромный опыт наших предков и их бесконечная мудрость, которая воплощается в каждом народном изделии.
Обратите внимание на то, что народная игрушка практически бессмертна – дети разных поколений играют с ними на протяжении сотен и тысяч лет, и никакие современные технологии не смогут оспорить и превзойти их эффективность.
Кроме того, мудрость народа наделяет игрушки огромным символизмом, который, несомненно, воспринимается детьми хотя бы на подсознательном уровне.
К примеру, матрешки символизируют святость материнства и продолжения человеческого рода, а причудливая русская народная декоративная роспись, которая украшает практически все народные игрушки, доносит до ребёнка сведения об устройстве мира, зашифрованные в визуальных и цветовых символах.
Таким образом, русская народная игрушка в детском саду – это большее, чем средство воспитания патриотизма. Это ещё и возможность передать детям опыт, накопленный людьми за огромный период времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий